Кто не успел познакомиться с падубом, загляните сюда, а сегодня поддадимся волшебным чарам омелы:)
На Рождество и Новый год в разных странах принято украшать дом цветами и даже деревьями. В России новогодняя ель - святое дело, китайцы и японцы не мыслят новогодние праздники без веток сосны и побегов бамбука. Но, возможно, самым "рождественским" и новогодним нужно признать невзрачный на первый взгляд кустик омелы. Именно омелу использовали в древности европейские народы для украшения жилищ во время зимних языческих праздников. Растение это таинственное и волшебное, как и смена одного года другим.
Существуют два ботанических семейства - ремнецветниковые и омеловые; растения этих семейств очень близки по образу жизни (зеленые паразитические и полупаразитические кустарники, поселяющиеся в кроне дерева-хозяина) и внешнему виду. Существует около 1400 видов таких растений, и распространены они во всех частях света.
Так уж получилось, что самым известным представителем этой огромной и, в общем-то, вредоносной братии стала омела белая (Viscum album). В Древнем Риме клейкую массу из ягод омелы использовали в качестве клея для ловли мелких птиц (viscum в переводе означает "птичий клей"). А поскольку ягоды омелы белые, то и "птичий клей" белый - album. Этимология слова "омела" не вполне понятна. Славяне омелу называли чаще всего ведьминым гнездом, зимними семечками, козьими и птичьими орешками, дубовыми ягодами.
Кустики омелы издавна привлекали людей своим необычным видом: в кронах деревьев вырастали большие, в диаметре до 1,2 м, "шары" из хаотически переплетенных зеленых веточек с мелкими, толстокожими, супротивно сидячими листочками. Осенью и зимой они оставались зелеными, украшенными белыми ягодами. Иногда "шаров" на дереве было несколько. Загадочно и появление омелы, и странный образ её жизни. Это и породило у разных народов множество суеверий и обычаев, связанных с таинственным растением.
Как мы уже заметили, у омелы есть почти все, что приличествует высшему цветочному растению: стебли, листья, плоды, а стало быть, и цветочки. Нет только типичного корня, да он омеле и не нужен. Поселяясь на растении -хозяине, она обеспечивает себя и кровом и пищей, которой служат соки хозяина. Но не совсем уж омела "бессовестная": часть питания она способна синтезировать сама, поскольку не потеряла хлорофилл. Именно такие растения называют полупаразитами.
Опыляют омелу в основном насекомые, а семена распространяются с помощью птиц. Поедая ягоды, птицы пачкают свои клювы клейкой массой, к которой приклеиваются семена, а затем, перелетев на другое дерево, чистят клювы и оставляют на коре "вражеский десант"- семена омелы, которые могут прорастать как на лиственных деревьях (груша, яблоня, тополь, клен, дуб, липа) так и на хвойных (пихта, сосна, лиственница).
Семена прорастают на ветвях растений-хозяев. Корневой конец зародыша изгибается к поверхности ветви и при соприкосновении с ней расширяется в дисковидную присоску. В её центре образуется группа клеток, которые внедряются в стебель растения-хозяина и прорастают до его проводящего пучка. На следующий год развивается облиственный побег, а из присоски возникают так называемые корневые корни, растущие вдоль питающей их ветви, между корой и древесиной. Затем на этих корнях вырастают вторичные гаустории, которые могут под корой опутывать стебель хозяина и на которых могут образовываться новые побеги омелы. Именно поэтому физическое устранение омелы излечить дерево не может, более того, оно часто способствует отрастанию нескольких шаров вместо одного первоначального.
Но в древности люди об этом не знали и приписывали омеле магические и таинственные свойства. Тайна появления омелы на деревьях не давала покоя многим древним народам. В древние времена считалось, что омела во время грозы на стрелах молний падает с неба на ветви священных деревьев. Отсюда и распространенное в Средней Европе название омелы - "громовая метла". В результате такого верования у некоторых народов сложился обычай сжигать "громовую метлу" в очаге, чтобы защитить жилище от молний.
Древние скандинавские мифы о боге Бальдре, сыне Одина и Фреи, повествуют об омеле следующее. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, а омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят её от прикосновений земли. Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти. В Скандинавии враги должны были примириться.
У кельтов существовал ритуал сбора омелы друидами, жрецами кельтов: Омелу на дубе (дуб у друидов символизировал верховное божество) случалось найти очень редко, и когда её отыскивали, то снимали, устраивая большую религиозную церемонию, на шестой день луны. Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево, золотым серпом отсекал омелу, которую собирали в белый плащ, а затем закалывали жертвенных быков и верили в то, что, омела, если сделать из неё напиток, исцелит скот от бесплодия и послужит средством от всех ядов.
У славян омела также признавалась магическим растением; у болгар она - растение сказочных самодив, юд, поэтому, когда его рвут, оставляют на дереве цветную нитку или деньги. Болгары приписывают омеле, растущей на грецком орехе, чудесную алхимическую способность превращать медь в серебро и золото. В Словакии перед Рождеством искали белые плоды омелы для украшения праздничного стола. Польские и чешские средневековые травники советовали класть детям в колыбель омелу, которая росла на яблоне или на боярышнике, чтобы их не пугали злые духи и им не снились страшные сны.
В языческие времена народы Европы верили, что омела должна приносить удачу, беречь от колдовства, способствовать плодородию полей и плодовитости домашних животных. С приходом крестьянства традиция украшать дома омелой перешла на праздник Рождества.
В Англии с омелой связан очень трогательный рождественский обычай: если влюбленные поцелуются под веточкой омелы, подвешенной к потолку, их ждет скорый брак и вечная любовь. Наилучшее описание традиции можно найти у Диккенса: "В середине потолка в кухне старый Уордль только что собственноручно подвесил огромную ветку омелы, и эта ветка омелы мгновенно вызвала веселую возню и суматоху, в разгар коих мистер Пиквик с галантностью,которая сделала бы честь потомку самой леди Толлимглауэр, взял старую леди под руку, повел её под мистическую ветку и поцеловал учтиво и благопристойно. Старая леди подчинилась этому акту вежливости со всем достоинством, какое приличествовало столь важному и серьезному обряду, но леди помоложе, не будучи в такой степени проникнуты суеверным почтением к обряду или воображая, будто прелесть поцелуя увеличивается, если он достается с некоторым трудом, визжали и сопротивлялись... Затем визг затих, лица раскраснелись, кудри растрепались и мистер Пиквик, поцеловав старую леди, стоял под омелой, взирая с довольным лицом на все, что происходило вокруг, как вдруг молодая леди с черными глазками, пошептавшись с другими молодыми леди, бросилась вперед и, обвив шею мистера Пиквика, нежно поцеловала его в левую щеку, и не успел мистер Пиквик хорошенько сообразить в чем дело, как все молодые леди его окружили, и каждая подарила его поцелуем."
В "аккуратисткой" Европе появление такого паразита в саду до не давнего времени расценивалось как дурной вкус или признак плохого ухода за садом. Но в последнее время, с появлением новых тенденций в отношении к природе, модой на organic life и поветрие be green, взгляд на омелу как естественное явление начинает меняться. Есть своя красота в старых, поросших мохнатыми шарами омелы деревьях, и владельцы садов, особенно "садов с историей", не спешат уничтожать это удивительное растение.
По материалам статьи Маргариты Левинских "Волшебные чары омелы" из моего любимого журнала "Цветы":)
П.С. Стопочка миниатюрок закончена (10 штучек:)) Среди них есть и веточки омелы, и веточки падуба, и другая новогодняя атрибутика:) Когда оформлю, покажу все:) Вообще, с оформлением всё как-то загадочно для меня самой получается:) Хотела пойти по простому пути, а теперь вот думаю, может заморочиться...)))
Так уж получилось, что самым известным представителем этой огромной и, в общем-то, вредоносной братии стала омела белая (Viscum album). В Древнем Риме клейкую массу из ягод омелы использовали в качестве клея для ловли мелких птиц (viscum в переводе означает "птичий клей"). А поскольку ягоды омелы белые, то и "птичий клей" белый - album. Этимология слова "омела" не вполне понятна. Славяне омелу называли чаще всего ведьминым гнездом, зимними семечками, козьими и птичьими орешками, дубовыми ягодами.
Кустики омелы издавна привлекали людей своим необычным видом: в кронах деревьев вырастали большие, в диаметре до 1,2 м, "шары" из хаотически переплетенных зеленых веточек с мелкими, толстокожими, супротивно сидячими листочками. Осенью и зимой они оставались зелеными, украшенными белыми ягодами. Иногда "шаров" на дереве было несколько. Загадочно и появление омелы, и странный образ её жизни. Это и породило у разных народов множество суеверий и обычаев, связанных с таинственным растением.
Как мы уже заметили, у омелы есть почти все, что приличествует высшему цветочному растению: стебли, листья, плоды, а стало быть, и цветочки. Нет только типичного корня, да он омеле и не нужен. Поселяясь на растении -хозяине, она обеспечивает себя и кровом и пищей, которой служат соки хозяина. Но не совсем уж омела "бессовестная": часть питания она способна синтезировать сама, поскольку не потеряла хлорофилл. Именно такие растения называют полупаразитами.
Опыляют омелу в основном насекомые, а семена распространяются с помощью птиц. Поедая ягоды, птицы пачкают свои клювы клейкой массой, к которой приклеиваются семена, а затем, перелетев на другое дерево, чистят клювы и оставляют на коре "вражеский десант"- семена омелы, которые могут прорастать как на лиственных деревьях (груша, яблоня, тополь, клен, дуб, липа) так и на хвойных (пихта, сосна, лиственница).
Семена прорастают на ветвях растений-хозяев. Корневой конец зародыша изгибается к поверхности ветви и при соприкосновении с ней расширяется в дисковидную присоску. В её центре образуется группа клеток, которые внедряются в стебель растения-хозяина и прорастают до его проводящего пучка. На следующий год развивается облиственный побег, а из присоски возникают так называемые корневые корни, растущие вдоль питающей их ветви, между корой и древесиной. Затем на этих корнях вырастают вторичные гаустории, которые могут под корой опутывать стебель хозяина и на которых могут образовываться новые побеги омелы. Именно поэтому физическое устранение омелы излечить дерево не может, более того, оно часто способствует отрастанию нескольких шаров вместо одного первоначального.
Но в древности люди об этом не знали и приписывали омеле магические и таинственные свойства. Тайна появления омелы на деревьях не давала покоя многим древним народам. В древние времена считалось, что омела во время грозы на стрелах молний падает с неба на ветви священных деревьев. Отсюда и распространенное в Средней Европе название омелы - "громовая метла". В результате такого верования у некоторых народов сложился обычай сжигать "громовую метлу" в очаге, чтобы защитить жилище от молний.
Древние скандинавские мифы о боге Бальдре, сыне Одина и Фреи, повествуют об омеле следующее. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, а омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят её от прикосновений земли. Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти. В Скандинавии враги должны были примириться.
У кельтов существовал ритуал сбора омелы друидами, жрецами кельтов: Омелу на дубе (дуб у друидов символизировал верховное божество) случалось найти очень редко, и когда её отыскивали, то снимали, устраивая большую религиозную церемонию, на шестой день луны. Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево, золотым серпом отсекал омелу, которую собирали в белый плащ, а затем закалывали жертвенных быков и верили в то, что, омела, если сделать из неё напиток, исцелит скот от бесплодия и послужит средством от всех ядов.
У славян омела также признавалась магическим растением; у болгар она - растение сказочных самодив, юд, поэтому, когда его рвут, оставляют на дереве цветную нитку или деньги. Болгары приписывают омеле, растущей на грецком орехе, чудесную алхимическую способность превращать медь в серебро и золото. В Словакии перед Рождеством искали белые плоды омелы для украшения праздничного стола. Польские и чешские средневековые травники советовали класть детям в колыбель омелу, которая росла на яблоне или на боярышнике, чтобы их не пугали злые духи и им не снились страшные сны.
В языческие времена народы Европы верили, что омела должна приносить удачу, беречь от колдовства, способствовать плодородию полей и плодовитости домашних животных. С приходом крестьянства традиция украшать дома омелой перешла на праздник Рождества.
В Англии с омелой связан очень трогательный рождественский обычай: если влюбленные поцелуются под веточкой омелы, подвешенной к потолку, их ждет скорый брак и вечная любовь. Наилучшее описание традиции можно найти у Диккенса: "В середине потолка в кухне старый Уордль только что собственноручно подвесил огромную ветку омелы, и эта ветка омелы мгновенно вызвала веселую возню и суматоху, в разгар коих мистер Пиквик с галантностью,которая сделала бы честь потомку самой леди Толлимглауэр, взял старую леди под руку, повел её под мистическую ветку и поцеловал учтиво и благопристойно. Старая леди подчинилась этому акту вежливости со всем достоинством, какое приличествовало столь важному и серьезному обряду, но леди помоложе, не будучи в такой степени проникнуты суеверным почтением к обряду или воображая, будто прелесть поцелуя увеличивается, если он достается с некоторым трудом, визжали и сопротивлялись... Затем визг затих, лица раскраснелись, кудри растрепались и мистер Пиквик, поцеловав старую леди, стоял под омелой, взирая с довольным лицом на все, что происходило вокруг, как вдруг молодая леди с черными глазками, пошептавшись с другими молодыми леди, бросилась вперед и, обвив шею мистера Пиквика, нежно поцеловала его в левую щеку, и не успел мистер Пиквик хорошенько сообразить в чем дело, как все молодые леди его окружили, и каждая подарила его поцелуем."
В "аккуратисткой" Европе появление такого паразита в саду до не давнего времени расценивалось как дурной вкус или признак плохого ухода за садом. Но в последнее время, с появлением новых тенденций в отношении к природе, модой на organic life и поветрие be green, взгляд на омелу как естественное явление начинает меняться. Есть своя красота в старых, поросших мохнатыми шарами омелы деревьях, и владельцы садов, особенно "садов с историей", не спешат уничтожать это удивительное растение.
По материалам статьи Маргариты Левинских "Волшебные чары омелы" из моего любимого журнала "Цветы":)
П.С. Стопочка миниатюрок закончена (10 штучек:)) Среди них есть и веточки омелы, и веточки падуба, и другая новогодняя атрибутика:) Когда оформлю, покажу все:) Вообще, с оформлением всё как-то загадочно для меня самой получается:) Хотела пойти по простому пути, а теперь вот думаю, может заморочиться...)))
Юля, так обычно и бывает. Хочешь просто, а руки просят посложнее)))
ОтветитьУдалитьЮлия, спасибо. Я знала только про обычай поцелуев под омелой. :) А увидела впервые в Киеве год назад, тогда еще не знала, что это омела. так интересно было видеть эти шарики на голых деревьях.
ОтветитьУдалитьЖду твои миниатюры в оформленном виде, ты всегда умеешь удивить. Удачи и хорошего настроения!
Оооооооооооооо, Юль, ты просто Америку мне открыла, точнее омелу ))) Я видела это дерево у нас в восточной части - Донецкой, Луганской областях, потом под Киевом. Сначала думала, что это птичьи гнезда, потом поняла, что дерево такое, но никто абсолютно из моего окружения не мог подсказать, что это за дерево...
ОтветитьУдалитьОй, дошло, что это не дерево, а паразит ))
ОтветитьУдалитьОднозначно заморочиться:)
ОтветитьУдалитьНу почему эта прелесть и падуб в моих мерзлях не растет:(
Юля, вот это удивила, дак удивила! Я думала, омела - самостоятельное дерево, а это полупаразит! Я ее видела!!! В Германии, мне тогда сказали, что это паразит, но я не думала, что это та самая омела и есть! Спасибо! Опять я стала умнее:) Чуть-чуть))) Картинки прикольные! Первый рукодельный венок интересный, и рождественская открытка, где омела с падубом целуются)) И лучше бы тебе заморочиться! :)) А то потом как бы не пожалела, что оформила слишком просто:))) Будем ждать готовых работ! И спасибо за очень интересный рассказ!:))
ОтветитьУдалитьДевочки, спасибо за отзывы!
ОтветитьУдалитьЛюда, ага, типа того:))
Гелечка, спасибо!!!
Оля, мне тоже напоминают птичьи гнезда:)
Лю, зато у вас там морошка есть:)А падуб и у нас не выживет, только один вид может выдержать морозы, мутовчатый:)
Оксана, мне тоже открыточка эта очень понравилась:)Значит все-таки заморочиться:)))
У нас этой омелы даже уже и слишком! После сильного ветра все дорога, по которой я иду на работу, усыпана маленькими веточками с ягодами. Да и на яблони у мамы появился шарик омелы. Но мы ее сняли. Пусть лучше тополя украшает. )))
ОтветитьУдалитьЮлечка, очень буду ждать оформления миниатюрок, я уже предчувствую, что это будет что-то фантастическое!
Ой, Танюш, не знаю, потянет ли на фантастическое, но симпатично, думаю, будет:)Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень интересный рассказ! Столько всего нового узнала. Спасибо! И буду ждать как оформятся вышитые миниатюрки.
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень интересно, миниатюрки разглядеть не удалось - беду ждать..
ОтветитьУдалить