четверг, 5 апреля 2012 г.

Семь недель перед Пасхой

Хочу снова обратиться к великолепной книге Натальи Васильевны Осиповой "Цветы и праздники" и рассказать вам как раньше готовились к встрече самого главного праздника весны - Пасхи.

Подготовка к этому яркому празднику - семь недель Великого поста- начинается сразу после Масленицы, т.е. прощания с зимой, длится практически всю весну и завершается Светлым Христовым Воскресеньем, когда весна уже в своем зените.

Семь недель перед Пасхой-особый период православного календаря, он отражает семь ступеней духовной подготовки к Светлому Христову Воскресенью.

Первая неделя начинается сразу после Масленицы, поэтому часто называется в  народе "тужилками по Масленице", так как с этой недели все прощаются с сытой и обильной пищей и весельем. С этого дня нельзя говорить плохих слов, смолкают песни и шумные игры, так как нельзя будить Масленицу, иначе зима вернется.

Вторая неделя-неделя рукоделия и ремесла. Она в большей степени была посвящена красоте быта, а поэтому изготовлению не только полезных, но и красивых вещей - мастерству нанизывания жемчуга, изготовлению игрушек и т.п.

Третья неделя-неделя переломная, когда пост "ломается". Временное послабление в еде отражалось в большем ее разнообразии. Особое блюдо недели-пироги с крестами по числу членов семьи, а также клюквенный или смородиновый кисель.

Четвертая неделя-неделя православного Иоанна Лествиничника, издателя книги "Лествица рая". Книга повествует о "лествице", соединяющей землю и небо, о лестнице к Богу по ступеням самосовершенствования. В этот день каждому выпекалось специально ему предназначенное печенье - "лествица" с 12 ступенями-по числу месяцев в году.По виду ступеней, румяные или подгорелые, гадали, радость или беду ждать в определенном месяце года.

Пятая неделя - неделя похвальная, так как в церкви служба велась под иконой "Похвалы".

Шестая неделя-вербная, по церковному календарю -"цветоносная неделя", или "седьмица ваий", т.е. ветвей. Для России традиционны ветки вербы - первого цветущего древесного растения, принадлежащего к роду ив. Они заменили собой ветви пальмы, давшей название воскресному дню на этой неделе ("пальмовое воскресенье") на родине Христа и во многих странах Европы. Исключение составляет Франция, где это воскресенье называется "самшитовым".
Пальмовое воскресенье учредили в VI в., но "вошло в употребление" оно на всем Западе при Карле Великом под наименованием "dominica palma". Начало этому событию положила библейская история о том, что Спаситель, въезжая на осле в Иерусалим для празднования Пасхи, был встречен жителями, пришедшими на праздник с финиковыми вайями. Эти ветви они бросали под ноги Христу вместе со своими одеждами, сопровождая действия радостными восклицаниями. Это торжественное событие освящено христианской церковью ежегодными воспоминаниями: один из святителей является в этот день на осле и народ кричит: "Осанна!" (спасение) и бросает под ноги ему пальмовые ветви. При византийском дворе, кроме того, раздавались подарки и мелкая монета вай, названная в честь торжественного обряда. Вай означает ветвь, поэтому и сама неделя, в которую совершалось это действие, именуется неделей ваий.

Освященная верба в России, начиная с ХVI в. так же, как и пальмовая ветвь в Палестине, глубоко уважалась и сохранялась у русского благочестивого народа за образами в течение целого года.
Однако освященная верба была на Руси не только предметом почитания, но и пользы. Её втыкали в углы хлева или конюшни, чтобы ведьмы не портили скот. Били ею слегка свой скот, чтобы к нему не прикасалась никакая нечистая сила. Выпроваживая из загонов скот в первый раз в поле, хлестали его такой вербой. В русских избах ветками вербы обметали стены и подметали полы. Современная наука подтвердила наличие дезинфицирующих свойств вербы, с помощью которых она освежает воздух, впитывая своей корой "дурной" болезнетворный воздух.

Вербные ветки, которые и так считались волшебными, поскольку верба часто символизировала дерево жизни и плодородия, освящались в церкви. После чего ими с удовольствием хлестались: легкими ударами отгоняли от ребенка порчу, более сильными ударами исправляли шалунов, жены и мужья похлестывали друг друга - на здоровье, молодых жен особо-для плодородия.



Вербные народные гулянья на Руси начинались в четверг и заканчивались в Вербное воскресенье. В это время на ярмарках продавали игрушки и сладости, цветы ручной работы и даже деревца. По улицам городов и деревень, на санях или телегах возили деревце, обвешенное различными плодами: яблоками, изюмом, смоквами и финиками. Жители небольших городов и деревень ломали для себя вербу и ели распустившийся цвет, который называли кашею, считая такую пищу здоровой и даже целебной. Вкус вербной каши сладкий, но надо, чтобы верба была совсем молодая. В столицах, в Петербурге и Москве, продавали первые весенние цветы и распустившиеся вербы, причем не только настоящие, но и искусственные. 


Наиболее пышное, богатое и разнообразное празднование Вербного воскресенья было в Петербурге.  Знаменитый Гостиный двор внутри и снаружи был наполнен великолепными вербами с плодами ручной работы, игрушками и самыми разными деревьями из южных стран-лимонными, абрикосовыми, апельсиновыми, померанцевыми, финиковыми и проч. Украшенные плодами, они были так прекрасно выполнены, что неопытный глаз легко обманывался. Каждое такое дерево стоило огромных по тем временам денег-до 200 руб. Цветы в горшках: розы, гиацинты, тюльпаны, незабудки, резеда, лилия, гвоздики, восточный мак и другие спорили с природными цветами и могли разочаровать только тем, что не издавали запаха. Яблоки, груши, апельсины, дыни, арбузы, хлеб, крендели, сухари также удивляли совершенством своего виртуозного исполнения. Детские игрушки блестели и переливались. Духи, помада, курительные душистые свечи наполняли сотни столов. Картины, стеклянные и восковые изображения животного, растительного и ископаемого царства, каменные и хрустальные яйца, окрашенные разной краской, вырезанные из разноцветной бумаги херувимы на вербах украшали прилавки этого шикарного магазина и превращали его в роскошный базар и место для пышного гулянья.

Седьмая неделя-неделя страстная, завершающаяся великим праздником Воскресения Христова. Он празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Священнослужители облекаются в светлые ризы, и в таком великолепном виде церковь выходит навстречу воскресшему Христу.  Начинаются семь дней Светлой недели. Считается, что в эти дни невидимо открываются райские врата, и небо с землей становятся друзьями.




9 комментариев:

  1. Юлечка, ты наша умница! Спасибо тебе!!! А иллюстрации чУдные просто, как всегда. Окно с занавесками "ришелье" как у моей бабулечки было, смотрю и улыбаюсь.

    ОтветитьУдалить
  2. Юля очень интересный пост! Картинка с убранством к пасхе очень понравилась, красиво и уютно!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо! Очень интересно! А картинки-просто чудо. Тоже в последнее время интересуюсь историей этого праздника.Как и многие другие праздники, он "уходит" корнями в дохристианскую историю. Обрадовалась, узнав, что зайцы и кролики тоже "наши"!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, девочки!!!

    Галя, Люда,картинка с занавеска и мне очень понравилась, такая уютная-уютная)))

    Алена, а я как раз зайчиков к Пасхе вышиваю)))

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересно и полезно. Меня бабушка вербой все время бъет :)

    ОтветитьУдалить
  6. Очень интересно и полезно. Меня бабушка вербой все время бъет :)

    ОтветитьУдалить
  7. Очень интересно и полезно. Меня бабушка вербой все время бъет :)

    ОтветитьУдалить
  8. Огромное спасибо за познавательно-интересный пост:))))))) Обожаю читать твои посты!

    ОтветитьУдалить
  9. Skrypka, спасибо, бабушки знают, что делать)))
    Леночка, спасибо большое))))))))))

    ОтветитьУдалить